Казачка (kazachka07) wrote,
Казачка
kazachka07

Category:

Чуб-2

Продолжаю...

Буду перечислять чубоносителей не по хронологии - как собиралось, так и выложу. Всё равно мои записки без претензии, да и по ссылкам мало кто ходит.

1. Османская империя- турки
В подтверждение композиция в Соборе Святого Иоанна в Валетте- скульптуры поверженных африканца и турка. У турка видна причёска:


Осада Мальты турками была в 1565 г., Собор построен в 1572 г.

По туркам можно немало найти картинок: и памятник Яну III Собесскому в Варшаве, где он наезжает на турка, а у того чуб


и герб венгерского города Хайдунанаш


И в гербах сербских, чешских городов можно найти чубатую голову турка - они, турки, неплохо "прогулялись" по Европе в своё время.

Ну и тюрк. "кок ул" "кок оол" (сын неба), вроде как созвучно с "хохол". Чуб от тюрк. тюб (вершина, крыша) , от этого же слова и тюбетейка. Но, с другой стороны, чуб не исключительно на темени, чтобы объяснять его словом тюбе. Есть ещё вариант - чёп/чоп - пакли, копна, сено.

2. Татары - Я даже не знаю как указать какие именно татары носили чуб..., татары и всё. Ведь европейцы татарами называли мнооого кого :) Всё же выделила их отдельно, можно было и к тюркам записать...

а) Был такой товарищ - Ричард Джеймс (англ. Richard James ). Английский путешественник 17 в, пастор, учёный и поэт. Участвовал в посольстве короля Якова I к царю Михаилу Федоровичу. Известен, в частности, сборником русских песен, записанных для него, как считается, в 1618—1620 годах в Вологде или Архангельске, а также составленным в то же время русско-английским словарём-дневником, который является одним из основных источников по разговорному языку Московской Руси начала 17 века; десятки слов и выражений фиксированы Джеймсом впервые.

Из заметок Р. Джемса:
"* Hohol — пряди волос на голове, которые носят поляки, персы, турки и татары. [Они] оставляют круглую прядь волос на бритой голове на самой макушке."

б) Не удержусь, приведу отрывок из Лермонтова, хотя речь про кабардинца:

"Я привез тебе гостинец!
То гостинец не простой:
С поля битвы кабардинец,
Кабардинец удалой.
Он в кольчуге драгоценной,
В налокотниках стальных:
Из Корана стих священный
Писан золотом на них.
Он угрюмо сдвинул брови,
И усов его края
Обагрила знойной крови
Благородная струя;
Взор открытый, безответный,
Полон старою враждой;
По затылку чуб заветный
Вьется черною космой".

в) "...были с ханом черкесы с бритыми головами и длинными чубами..." (Николай Костомаров, "Русская история в жизнеописаниях её важнейших деятелей".)

г) картинка "говорящая" :)


3) Монголы ... и обитателей древней Сибири

" Из записок китайских путешественников только в Мэн-да бэй-лу дается наиболее подробное описание этого ныне исчезнувшего способа укладки волос. Оно подтверждается сообщениями Плано Карпини и Г. Рубрука . Например, Г. Рубрук писал: “Мужчины выбривают себе на макушке головы четырехугольник и с передних углов ведут бритье макушки головы до висков. Они бреют также виски и шею до верхушки впадины затылка, а лоб до макушки, на которой оставляют пучок волос, спускающихся до бровей. В углах затылка они оставляют волосы, из которых делают косы, которые заплетают, завязывая узлом до ушей” . Плано Карпини также указывает у монголов на волосы, растущие до бровей, и две косы, каждая из которых завязана за ухом.

Оставляя в стороне вопрос о деталях, надо сказать, что их сообщения сходятся со сведениями китайских путешественников. И те и другие находят себе подтверждение в портретах монгольских императоров — Чингисхана, его сына и внука Oгoдэя и Хубилая и внука последнего Тэмyра (1294 — 1307), найденных в 20-х годах XX в. в старом императорском дворце в Пекине (о них см.: Mostaert, A propos quelques portraits d'empereurs mongols, — AM, vol. IV, 1927, стр. 147 — 156 с 4 портр.). О них А. Мостарт писал: “Действительно императрицы и принцессы носят знаменитое головное украшение (bo?ta?), описанное так детально Плано де Карпини и Гильемом де Рубруком, а несколько портретов императоров нам демонстрируют волосы, собранные и связанные узлом позади уха, с пучком волос, свисающих до бровей, — способ стрижки, свойственный монголам по свидетельству тех же самых путешественников” . А. Мостарт полагает, что у монголов волосы, свисающие на лоб, назывались kegul, а пучки, спускавшиеся в обе стороны головы, — sibilger . О kegul, который кроме ТИМ (§ 56) встречается еще в Корё са в китайской транскрипции и G. Ledyard, Two Mongol Documents from the Koryо sa, — “Journal of the American Oriental Society”, vol. 83, 1963, стр. 230.

Интересно отметить, что в Корее одно время монголы требовали от короля и его подданных наличия кос как знака покорности, как это было четыре столетия спустя при господстве маньчжур в Китае. По этому поводу в Коре са в сообщении, относящемся к 1254 г., когда корейское правительство бежало на о. Кангва, сказано о “бритье головы” . Но Г. Ледъярд, видимо, справедливо полагает, что на этот раз “бритье головы” означало принятие корейским королем и его подданными монгольской прически полностью.

Можно предположить, что монгольская прическа XIII в. находит аналогию у обитателей древней Сибири. Так, в одном из склепов Уйбатского чаатаса (Минусинская котловина) была найдена обуглившаяся голова деревянной резной статуэтки мужчины. С.В. Киселев описал следующим образом прическу на этой статуэтке: “Лицо мужчины бритое, с большими усами. Высокий лоб сливается с верхней частью головы благодаря обритым спереди волосам. Только сверху, от темени ко лбу, имеется прическа в виде двойной овальной косы, плетенной на каркасе” (С.В. Киселев, Древняя история Южной Сибири, M., 1951, изд. 2-е, стр. 446). О косах у древних жителей Минусинской котловины см. также Л.P. Кызласов, Сырский чаатас, — “Советская археология”, XXIV, 1955, стр. 225.
http://www.vostlit.info/Texts/rus13/Menda/primtext6.phtml
http://www.vostlit.info/Texts/rus13/Menda/text.phtml?id=4407

Продолжение следует...
Tags: исторические версии, кочевники
Subscribe

  • Май

    Несмотря на то, что мне понравилось исполнение Тилля Линдеманна сам фильм смотреть не стану. Ну его. Я закончила свою шабашку и могу три дня этих…

  • Мурчащее успокоительное

    Кошки весь март, весь этот мятущийся между зимой и весной март 21 года 21 века, провели в поисках идеальной формы: Поодиночке По трое И по…

  • О реальном

    Скоро новый год. В учзаве уже ищем сценарии для утренников и кандидатуру на роль Деда Мороза (нет желающих из земляков?:-) ) Ровно год я работаю на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments