Казачка (kazachka07) wrote,
Казачка
kazachka07

Category:

Без географии у истории случаются претыкания.

Речь о так называемом пути "из варяг в греки"

«...был путь из варяг в греки: по Днепру, в верху Днепра волок на Ловать, по Ловати идти в озеро Ильмень, из которого течет Волхов и втекает в озеро Нево, а устье того озера выходит в Варяжское море. По этому морю идти до Рима, а от Рима идти морем до Царь-града, и от Царьграда идти в Понт море, в который втекает река Днепр...»

Все кто хоть чуть-чуть в курсе дела знает, что цитата из ПВЛ ("Повесть временных лет", летопись). Моему пониманию недоступно почему ныне все ещё стесняются громко сказать, что ПВЛ продукт весьма... специфический. А таким «продуктам» нужно очень осторожно верить.

Интересно мнение А. Л. Никитина и его предшественников, что история с привлечением археологии и географии, а также внимательное чтение источника («впадает тремя устьями» и пр.) ставит под сомнение (очень серьезное сомнение!), что этот самый путь был по Днепру! Как вариант: по Дунаю. Вот здесь науч-поп кто не в курсе о чем я статья в "Вокруг Света" . А тут посерьезнее и позануднее статья из книги

И маленький камешек в огород днепровского варианта пути и от меня. На Днепре во времена хождения из варяг в греки были пороги. С этим никто не спорит. И это хорошо. Вот они, Днепровские пороги:

Екатеринослав=Днепропетровск
Александровск=Запорожье

И картинки порогов


По картинкам можно составить наглядное представление. Данные энциклопедии: «ДНЕПРОВСКИЕ ПОРОГИ - выходы коренных горных пород в русле Днепра, между гг. Днепропетровск и Запорожье. Имелось 10 порогов и 30 каменных гряд общей длиной ок. 75 км (при высоте падения воды ок. 40 м и скорости течения до 4 м/с)»
Собственно, пороги проходимы были только для небольших лодок. Там не столько именно отдельные пороги, сколько порожистый участок – и очень мелко, перекаты длинные… т.е. по берегу не сотни метров, а километры, берега – со скальными выходами, балками и урочищами, в некоторых местах – скалы прямо у воды… там не десяток дней эти пороги проходить, а ближе к месяцу и больше. Слишком большие крюки давать нужно. По большой воде, в половодье, тоже не пройти – течение, в некоторых местах – узкости, сжатые скалами, стоячие валы и т.п. «белая вода».
Т. о ., в районе порогов больше на лодках проходили, очень узких и мелкосидящих, но при их грузоподъемности, их нужно много, да и в Чёрном море делать на них совсем уж нечего (короткая, крутая волна), да и на Балтике – тоже. Строить же суда для каждого участка на месте – неправдоподобно, а в низовьях Днепра – не из чего ибо степь.
Ведь все эти трудности с преодолением нескольких участков пути по рекам упоминаю именно к тому, что на относительно крупном "морском" судне там не пройти! Это же означает серьёзные сложности с весовой нагрузкой судов: для преодоления волоков нужны люди, во многих районах волоков не было постоянных поселений, т.е. и тянуть лодки, и рубить оснастку для волока, и, что важнее – охранять имущество в такой момент, должна была команда судна. Команда – это и необходимое снабжение, пища, хотя бы... и – увеличение абсолютной доли собственно коммерческого груза – для оплаты услуг такой увеличенной команды... Альтруистов там не было – все ходили в походы ради прибыли, а иметь 500-1000% рентабельности на «воске, мёде и пеньке» есть утопия. Это уже далеко не античность и ещё не Новое время. Значит, опт должен быть крупным, а его стоит охранять – значит, нужны люди. На тех же днепровских волоках любой местный багатур с удовольствием пограбит или собьёт выкуп с привязанных к своим судам людей. Нет, по торговым дорогам лучше, проще и безопаснее – торговцев охраняли сильные местные правители, плату бравшие, но понимавшие, что слишком много взять – невыгодно.
В общем, для регулярного (!) торгового пути – фантастично! Добавив схожие трудности на севере пути, получаем законный повод ставить под сомнение сведения ПВЛ.

В 1987 году была проведена экспедиция «Нево» - повторяли путь варягов в греки (Жвиташвили Ю.Б., Лебедев Г.). Отчет о ней опубликован в журнале «Восточный путь» № 2, 1996 г. Там есть «прекрасное»: «…2720 км пути «Варяг» и «Русь» прошли на 80 процентов «своим ходом» под парусом и на веслах. В акваториях водохранилищ и портов (особенно на Днепре), при шлюзовании мы использовали буксир, но 56 «чистых» экспериментальных дневных переходов позволяют, в сочетании с другими данными, установить: Путь из варяг в греки проходим в континентальной части за 85–95 дней, и не более двух недель из них потребовало бы преодоление древних волоков….»
Ребята отшлюзовались на месте тогдашних порогов и остались довольны собой: не смутили затопленные Днепровские пороги и прочие полезные для судоходства изменения имеющиеся на сегодня. Только вот в «те времена» не было ни Днепрогэса, ни водохранилищ! Нужен был бы волок вокруг Днепровских порогов – это более 70 км по прямой, т.е. на местности – более 100 км... да ещё и с изрезанным рельефом поймы – балками и урочищами! А сейчас да, красиво вода выглядит с о-ва Хортицы глядючи:


Кто внимательно прочел текст по второй ссылке заметил упоминание об «успехах» экспедиции «Нево» : «И хотя их ялы и шлюпки были легче и маневреннее древнерусских и скандинавских лодей, а уровень воды в гидросистемах стоял почти на 5 метров выше, чем в IX-XI вв., большую часть маршрута они смогли преодолеть только с помощью тяжелых армейских вездеходов, на которых везли свои суда от озера к озеру (личное сообщение А.М.Микляева).» Никто из адекватных людей спорить не станет, что в ТО время не было гидросооружений и вездеходов!))

Материалы археологических исследований ни разу не подтверждают традиционную гипотезу "пути". То же с источниковедением. Со всеми натяжками не подтверждают, так что имеем дело мы не с теориями, но гипотезами, а чаще всего - фантазиями авторов, начиная с "Нестора".
Tags: исторические версии
Subscribe

  • Невмоготу

    Всегда старалась отзываться о проблемах ЖЖ тактично, но сегодня эти рукожопы меня по-настоящему достали- убейтесь об стену, "умельцы", блин. Впервые…

  • (no subject)

    Насчёт цикад я поторопилась. Закончились дожди, пришло бархатное сентябрьское тепло и по ночам вновь запели цикады- тише, чем жарким августом, но…

  • Тест

    Опробовала я новую версию жж-эшной записи- непривычно, но вполне удобно оформлять, инструкций не читала, интуитивно разбиралась. Насколько поняла, то…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

  • Невмоготу

    Всегда старалась отзываться о проблемах ЖЖ тактично, но сегодня эти рукожопы меня по-настоящему достали- убейтесь об стену, "умельцы", блин. Впервые…

  • (no subject)

    Насчёт цикад я поторопилась. Закончились дожди, пришло бархатное сентябрьское тепло и по ночам вновь запели цикады- тише, чем жарким августом, но…

  • Тест

    Опробовала я новую версию жж-эшной записи- непривычно, но вполне удобно оформлять, инструкций не читала, интуитивно разбиралась. Насколько поняла, то…