Казачка (kazachka07) wrote,
Казачка
kazachka07

Category:

Немного машинной истории

Итак, в предыдущем посте на фото машина Matra Bagheera (та самая, из "Книги джунглей").

Matra - это французская корпорация, которая вообще-то считалась аэрокосмической (Mecanique Avion TRAction). "Аэро" элемент там был точно, а вот с космосом всё обстояло несколько сложнее. :) С автомобилями имя MATRA стало ассоциироваться в середине 60-х гг., когда под этим именем появился ряд достаточно удачных спортивных автомобилей. Вернее, автомобили были не сколько спортивными, сколько гоночными. В тот момент дорожные, гражданские, версии имела только модель с "аэрокосмическим" именем Djet: вообще-то этот автомобиль начинал свою жизнь с фамилией Rene Bonnet.



Для дорог общего пользования Djet V всё-таки, как до середины 60-х, был чрезмерно экстремален в своих замашках. Хотя, судя по всему, дело было в непривычности манер среднемоторной компоновки -- те же Lotus Elite или Alpine 110 тоже не отличались благонравием... но зато все они были действительно быстры на извилистых дорогах. Но Jet были, всё же, быстрее и серьёзнее.

Так вот, во время визита во Францию, Юрий Алексеевич Гагарин выдержал экскурсию на MATRA: что он там увидел и какого остался мнения об основной продукции французов -- судить трудно... а вот маленький и довольно авангардный автомобиль ему приглянулся. Купить такой... он не то, что бы не мог... мог, если бы захотел... но, так уж случилось, что Djet V был ему подарен ;) Не "лично в руки", а опосредственно -- экземпляр национально-гоночного французкого цвета (т.е. небесно-голубой, как один из двух вариантов -- тёмно-синий в качестве альтернативы; кстати, для Британии таким цветом был зелёный, для Германии -- белый или серебристый, Бельгии -- жёлтый... да, для Италии, как уже все догадались -- красный) ждал первого в истории космонавта в Москве.



Автомобиль отличался чрезвычайно форсированным по меркам 60-х двигателем, а уж для СССР "до-жигулёвско-фиатовской" эпохи -- просто "космическим". Соответственно, не было в стране ни широкой сети заправок с бензином "Экстра" (он же -- А-98, не "АИ"), ни масел требуемого уровня... Потому Гагарин пользовался MATRA Djet совсем не много, предпочитая для повседневных поездок модели ГАЗ: тяжеловесные, неторопливые, но зато -- неплохо приспособленные к отечественным условиям эксплуатации.

Честно говоря, Djet V не был детенышем MATRA -- автомобиль больше нес идеи Rene Bonnet, которые ко второй половине 60-х начали устаревать. Поэтому автомобильное подразделение MATRA начало разработку новой модели, известной как M530: сохранив практически все концептуальные идеи предшественника, 530-й получил совершенно новый кузов. В том были причины стилистического и технологического свойства, ведь планировалось несколько увеличить объемы производства -- от очень-очень мелкосерийного к просто мелкосерийному. Декларировалось привлечение современных на тот момент методик и тех же специалистов по аэродинамике, которые были задействованы в основном, аэрокосмическом, направлении. Результат получился спорным, эстетика может рассматриваться через призму авангардизма, а вот гоночные качества новая модель растеряла...



В первой половине 70-х, а вернее -- в 1973-м, MATRA начал производство новой модели -- тёзки персонажа "Книги джунглей", т.е. Bagheera. Опять же -- среднемоторное купе, небольшой, но бодренький двигатель и отшлифованные в процессе эволюции идей первоначальных прототипов дорожные манеры... но -- значительно более умеренная стилистика кузова и более взвешенная пластика, а в качестве некой "фишки" -- три места в ряд.

В принципе, все названные модели MATRA появились раньше более известных "пионеров" среднемоторной компоновки -- Lamboghini Miura (вроде как "как-бы первый вообще" среднемоторный дорожный автомобиль) и FIAT X 1/9 ("как-бы первый" относительно общедоступный среднемоторный агрегат "гражданского" назначения), но остались в тени своих значительно более "раскрученных" итальянских собратьев...

Тем не менее, в первой половине 70-х имя MATRA гремело: победы Джеки Стюарта в F1 на машинах команды "дядюшки Кена" Тиррела, соперничество MATRA, Porsche и ALFA-Romeo в соревнованиях спорт-прототипов и тому подобные спортивные подвиги, сделали отличную рекламу... Практически, именно MATRA олицетворяла французский автоспорт, оттеснив флаги Renault (точнее Alpine) и прочих соотечественников на некоторую периферию внимания общественности. Сотрудничество с европейским отделением Chrysler (т.е. Roots group, с марками Hillman, Talbot и SIMCA) обеспечило поставку неплохого уровня агрегатов (силовой агрегат, элементы ходовой части, электрооборудование и т.д.) и сеть сбыта (и что важнее -- тех.облуживания). Так начиналось лучшее время в истории автомобилей MATRA.



На рубеже 70-80-х гг. стиль Bagheera воспринимался... скажем так: несколько устаревшим. И появилась новая модель -- Murena. В техническом отношении она была "изданием исправленным и улучшенным" всё той же линии M530-Bagheera... и отмечая великолепную управлямость Murena, критики сожалели о недостаточной мощности двигателей. Это частично исправили в версии с индексом "S", добавив новый тогда двухлитровый двигатель (разработанный для Talbot Tagora), что, в принципе, пошло машине только на пользу -- по максимальной скорости и динамике разгона Murena S перестала уступать Lancia Beta Monte Carlo (она же иногда откликалась на имя Scorpion) и Lotus Esprit, единственным, по сути, реальным соперникам.



Но... в США автомобильная промышленность не оправившись от кризиса 1974 г., вошла в новый -- и Chrysler сумел избежать банкротства только попустительством Божим, удивительным государственным кредитом и распродажей своих отделений, в том числе тем, которые известны по своим "осколкам" AM General (т.е. производитель "настоящего" Hummer H1, вернее -- HMMWV, M998), производство танка М1 и все свои европейские активы. Иными словами, Talbot-SIMCA сменил владельца (его закупил Peugeot-Citroen), и программы развития были кардинально пересмотрены.

В конечном итоге, в 1983 г. MATRA Murena была снята с производства, на чём история этих автомобилей закончилась. Четыре поколения интересных и необычных автомобилей остались без наследников, да и вообще, относительно недорогие спортивные автомобили в 80-е гг. пришли в коммерческий упадок: они были не слишком выгодны в производстве, да к тому же их позиции сильно стеснили "пришпоренные" модификации крупносейных седанов и хечбеков типа Peugeot 205 GTI/Rally, VW Gols GTI или BMW 3-серии.



Тот Djet V, с которого всё начиналось, вообще сегодня помнят именно по тому факту, что его экземпляр был у Юрия Алексеевича Гагарина... Такая вот канва этой истории, достаточно, кстати, интересной.

P.S. Автомобилей MATRA под своей "фамилией" больше в серии не было, но именно где-то в недрах этой организации были рождены мини-вэны, ведь, как ни крути, а связи с Chrysler были несомненны, и первый Voyager/Caravan появились почти одновременно с близким партнёром американцев (имеется в виду Mitsubishi Sheriot) и Renault Espace, который непосредственно изготавливался на заводе MATRA! И первый "кроссовер-компактный SUV" сделали там же -- модель Rancho... Такие вот "забытые" истории...
P.P.S. Весь материал предоставлен моим мужем и сокращен по моей просьбе. ))
Tags: записки
Subscribe

  • "Букет"

    "Помпоны я купила для декора на работу (доделаю и похвастаюсь).", - обещала Казачка 21 декабря. Итак. Ветки взяла на работе, их принес наш рабочий.…

  • Ветренное

    Сегодня был не рабочий день, а гонка на выживание, причем прошла ли я её будет ясно в понедельник, который, в свою очередь, начинается свосем не в…

  • "Нарисовать"!

    Совсем скоро один из моих любимых праздников (несмотря на то, что я уже совсем взрослая). И возможно даже 31 декабря будет снег и мороз, пусть даже…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments