Казачка (kazachka07) wrote,
Казачка
kazachka07

Categories:

От купца до химика

В который раз убеждаюсь в полезности коммуникации- вот поныла я насчет погодки и вчера солнце яркое светило, к тому же вспомнила про прочитанную книгу Н. Уэмура "Один на один с Севером", Москва, 1983 год.

Книга сама по себе познавательная, это по сути дневник японского путешественника-одиночки - человек, собаки и торосы. Любопытно наблюдать и за чувствами, эмоциями японца, которые он предаёт огласке в дневнике, наблюдать отношение к суровой природе (и холодной, бррр).
К тому же издание содержит интересное предисловие авторства кандидата географических наук, почётного полярника А. В. Шумилова. Оказалось, что Шумилов является составителем, например, книги "Полярный круг" (люди разных профессий рассказывают о Советской Арктике), вместе с Сенкевичем Ю.А. создал книгу "Их позвал горизонт", соавтор "Три загадки Арктики" ( https://www.litmir.co/br/?b=27028 ) и прочих статей, исследований.

В предисловии читаю (цитата курсивом, а мои замечания обычным шрифтом):

"Нансен научил корабль защищаться. Русский адмирал Степан Осипович Макаров создал корабль, который может атаковать, может бороться со льдами и преодолевать их.
"Ледокол" не очень точное слово. Колоть лёд не удается, корабль наползает на лёд и ломает его, разрушает тяжестью своей передней части
(Ух ты!)
В 1864 году кронштадтский купец Бритнев впервые догадался срезать носовую часть принадлежавшего ему парохода "Пайлот", так что пароход мог с ходу вползать на лёд и крушить его. Ледокол, таким образом, изобретен в России (интересно, однако! Хотя, думаю, тут та же ситуация, что и с радио- каждый считает себя первым)
В 1871 году, когда зима в Европе была чрезвычайно суровой и Гамбургский порт замёрз, немецкие инженеры приехали в Кронштадт и купили чертежи ледокола Бритнева... за 300 рублей. Постепенно многие страны Балтийского моря обзавелись ледоколами, но все они были небольшими, использовались только в портах.
Степан Осипович Макаров впервые предложил проект линейного ледокола, который по его замыслу был бы в состоянии преодолевать льды не только Балтики, но и Полярного моря. Макаров выдвинул смелый план: "К Северному полюсу- напролом!" По расчетам русского адмирала

(опять вполне свободно в советской книге пишется, что генерал русский, без стеснения! Откуда же взялось утверждение, что был запрет?!)
, для этого нужен был ледокол мощностью около 20 тысяч лошадиных сил или два ледокола мощностью по 10 тысяч л.с..
"Фрам" был построен из очень крепкого дерева, да и все зверобойные суда испокон веков были деревянными. Считалось, что дерево как бы пружинит, ослабляет натиск льдов. Макаров хотел построить мощный стальной ледокол. Позднее он вспоминал, как убеждал в своей правоте капитанов зверобоев:
"Я объяснял, что "Ермак" построят с отлогим носом, что встретив лёд, он взбежит на него и затем опустится.
- Опустится,- сказал мне один из командиров,- да так глубоко, что на самое дно, откуда уже никогда не подымется. Не было ещё железного судна, которое, войдя в северные льды, вышло бы из низ благополучно!"
Несмотря на множество препятствий, "Ермак" был построен по чертежам и под контролем Макарова. После испытаний в марте 1899 года первый в мире линейный ледокол вышел из английского порта Нью-кестль, где его строили, на родину.
"Надо сказать,- пишет Макаров,- что многие не верили в возможность пробиться зимой до Кронштадта. В феврале начали ходить слухи, что лёд в Финском заливе очень тяжел и сильно набит, поэтому сомнения увеличились. За несколько же дней до прихода "Ермака" от лоцманов пришли слухи, что лёд до такой степени толст, что его разбить совершенно невозможно...
Встреча ледокола началась, как только мы прошли Толбухин маяк. К борту стали подходить толпы народа: некоторые были на лошадях, а некоторые пешком и даже на велосипедах. Лёд в этих местах был около 2-3 футов, и ледокл разламывал лишь полосу шириною, равною самому себе: с обеих сторон оставался цельный лёд, и толпы шли рядом с судном..."
Уж в первую свою навигацию "Ермак" успешно провел во льдах Балтийского моря 29 пароходов, сумел оказать помощь броненосцу "Генерал-адмирал Апраксин", который во время снежной бури выскочил на камни у острова Готланд...
Некоторые недостатки уже были в самом проекте. Макаров, например, считал, что дополнительный винт, установленный в носовой части "Ермака", поможет бороться со льдами. Однако передний винт оказался ненужным и нос "Ермака" пришлось вскоре переделывать В первом своем арктическом плавании "Ермак" прошёл к северу Шпицбергена, но получил пробоину и вынужден был стать на ремонт. Затем новая неудача - у берегов Новой Земли "Ермак" попал в ледовый плен.
Всё это понятно и объяснимо. И Макаров, и "Ермак" только учились плавать во льдах.
"Дело ломки полярного льда есть дело новое и небывалое, - писал адмирал. - Никто никогда не пробовал ломать полярный лёд, и было бы чудо, если бы, построив специально для этого судно, мы бы сразу нашли наилучшую комбинацию форм и машин... В то время как английские учёные приветствуют меня с успехом, наши газеты делают всё возможное, чтобы возбудить против меня общественное мнение, и я боюсь, что мне не дадут докончить дело".

(как всегда, собственно, с тех пор тенденция не изменилась)
Ему не дали докончить дело. Царь повелел ограничить деятельность ледокола "Ермак" проводкой судов в портах Балтийского моря. Макаров в 1901 году был полностью отстранён от ледокольных дел.
Великий русский химик Дмитрий Иванович Менделеев горячо и страстно поддерживал замыслы С.О. Макарова, и, когда адмирал был отстранён от дел, Менделеев выдвинул собственный план полюсной экспедиции.
"Завоевав себе научное имя,- писал великий химик в докладной записке,- я не страшусь его посрамить, пускаясь в страны Северного полюса".
Менделеев предлагал переделать хотя бы часть топок "Ермака" на нефтяное отопление, справедливо указывая, что угольные топки требуют большего количества кочегаров.

(а вот о такой деятельности и инициативе Менделеева не знала, честно признаться!)
... В ответ на свою докладную записку Менделеев получил частное письмо о министра финансов России: "Вчера великий князь заговорил со мной о Вашей записке. Он высказался самым категорическим образом против, прибавив... что беспокоить такого заслуженного и почтенного человека, как Дмитрий Иванович, чтобы сказать "нет", было бы совсем неудобно".


Собственной конец истории и цитаты. В советских книгах, посвященных данной теме, практически всегда подчеркивается разница между отношением к освоению Севера при империи и при Союзе, это ударение вполне справедливо, с другой стороны, логичней было бы сравнивать экспедиции одного времени, но разных держав.

Книга японца есть в сети, мне же было интересно акцентировать внимание именно на этом русском ледокольном деле: Бритнев, Макаров, Менделеев- неплохо знать имена исследователей и новаторов. Ещё думаю про удаль зевак, наблюдавших прохождение ледокола на велосипедах на льду :) Небось и пирожки горячие на набережной продавали ушлые торговцы!

Будет вдохновение- напишу пост про питание японского путешественника в одиночном походе на севере, имеются вкусняшки, о которых и не слыхивала ранее.
Tags: книги, цитата
Subscribe

Posts from This Journal “книги” Tag

  • Атмосфера

    Начала читать книгу Фардожна Джозефа Джефферсона "Тринадцать гостей", прочла немного, первое впечатление: весьма своеобразный стиль и слог, но стиль…

  • Ещё столько-то дней

    Прочла Мэри Стюарт "Башня из слоновой кости" - мне понравилась книга! Гебридские острова, уединенный коттедж, природа и немного остросюжетности…

  • За 5 дней

    Прочла "артуриану" Мэри Стюарт (Mary, Lady Stewart) - Хрустальный грот, Полые холмы, Последнее волшебство и ещё плюс две книги :-) Все 5 прочла за 5…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

Posts from This Journal “книги” Tag

  • Атмосфера

    Начала читать книгу Фардожна Джозефа Джефферсона "Тринадцать гостей", прочла немного, первое впечатление: весьма своеобразный стиль и слог, но стиль…

  • Ещё столько-то дней

    Прочла Мэри Стюарт "Башня из слоновой кости" - мне понравилась книга! Гебридские острова, уединенный коттедж, природа и немного остросюжетности…

  • За 5 дней

    Прочла "артуриану" Мэри Стюарт (Mary, Lady Stewart) - Хрустальный грот, Полые холмы, Последнее волшебство и ещё плюс две книги :-) Все 5 прочла за 5…