Казачка (kazachka07) wrote,
Казачка
kazachka07

Category:

Клушанцев, "Туманность Андромеды", "Звездные войны"

Очень редко делаю перепосты, практически никогда. Но тут не устоять.

Интересная версия вдохновения Лукаса в создании культовых "Звездных войн" и не только
"
Русский отец "Звездных войн"
на днях как-то встал вопрос кто из русских фантастов оказал на НФ самое большое влияние. Оказалось, что имя Павла Клушанцева не знает никто. А ведь на западе это главный русский фантаст, о стругацких там не слышали, а вот в подражание Клушанцеву Лукас снял свои замечательные Звездные войны. Давайте это исправлять.



Если нужно посмотреть всего один фильм для знакомства с ХХ веком, звездные войны вне конкуренции. Нет фильма оказавшего больше влияние на поп-культуру, подтверждением тому Рейган назвавший СССР Империей зла и объявивший ей «Звездные Войны» СОИ. Почему именно Звездные Войны завоевали такую популярность?

Секрет успеха звездных войн лежит на поверхности если вы хоть немного знакомы с теорией кино или т.н. «электронных средств коммуникации». Вся теория укладывается в четыре слова «Media is the message». Медиа и есть сообщение — впервые вывел в своей книги Маршалл Макклюен в своей книге «Понимание медиа». Она вышла в 1968 небольшим тиражом, но просочилась в среду хиппи и киношников Голливуда. Книга была довольно заумной, местами малодоказательной и похожей на эзотерику хиппи, но его схемы безупречно объясняли, что происходит. Например, почему телевизор с плохой картинкой неожиданно оказался гораздо популярнее кино.


Он утверждал, что всё можно разделить на горячие и холодные медиа (относительно друг друга). В кино большая, насыщенная и детализированная картинка, по сравнению с ним телевизор как спичечный коробок. Но когда картинка плохого качества, многое приходиться додумывать зрителю самостоятельно – так и рождается вовлеченность. То есть человеку интереснее на текстовом форуме, чем в кинотеатре с супер изображением, потому что он может достроить картину из воображения и ему это нравится.

Лукас неуклонно следовал этому правилу при создании вселенной звездных войн. На первый взгляд она огромна, все в ней прописано. Но при ближайшем рассмотрении окажется что все эти элементы вам нужно дорисовывать в своем воображении. Драматизм фильма часто строится на паузах, в которых зрителю предлагается обдумать происходящие в фильме. Даже утрировано – в каждой сцене, когда главному герою предлагают перейти на темную сторону. От этого звездные войны так затягивают, зритель словно сам переживает драму Люка Скайуокера.

Во вторых Макклюен доказал, что форма медиа оказывает на зрителя больше впечатление, чем его содержание. Макклюен приводит в пример неоновую вывеску — это реклама сама по себе, она светиться и не так уж и важно что на ней написано. Телевизор сам по себе привлекает внимание мерцающей яркой картинкой, безотносительно от картинки в нем — по этому его любят смотреть даже маленькие дети. Важен формат, а не содержание — это немного сложно понять смотря телевизор, но очевидно со стороны. Тот факт что вы можете на своем смартфоне получить доступ к любой информации, изменил вас больше чем сама эта информация. По этому так интересно листать ленту фейсбука даже если там нет ничего интересного — сам формат ленты интересен.

А что такое формат в кино? Это ни что иное, как жанр! Ведь люди хотят посмотреть кино это далеко не всегда конкретный фильм, чаще жанр — комедия или боевик. А теперь представьте, что какого-то жанра еще нет, и режиссер его выдумывает? Такой фильм обречен на успех, потому что будет чем-то действительно новым.

Итальянский постер фильма Экипаж (1979)

Семидесятые были золотым веком кино, и временем для открытия новых жанров. В 1979 году «Экипаж» Митты был первым фильмом-катастрофой в СССР и стал хитом, за год его посмотрели 70 миллионов зрителей, многие ходили по два-три раза. В том же году «Пираты ХХ века» Бориса Дурова стал первым боевиком на советских экранах и закономерно стал мегахитом, превратившись в самый кассовый советский фильм в истории, собрав 90 миллионов.

Оба фильма выиграли за счет формы, содержание в обоих фильмах не выдерживает критики и всегда уступает требованиям жанра. Эти требования и есть сам жанр, их кстати очень не много.

Например, если вы решили снять романтическую комедию вам нужно выполнить всего пять условий:
Герои должны неожиданно встретиться.
Найти что-то общее в прошлом.
Совместно созерцать красоту.
Ключевой поцелуй.
И маленькая формальность — женщина должна одеть большие серьги, а мужчина показать свою состоятельность.

Не спрашивайте почему серьги, но так устроено подсознание человека. Эти правила выведены чисто эмпирическим путем, но это не значит, что формулу идеальной истории нельзя вывести.

В 1920ых годах русский лингвист Владимир Пропп задался вопросом — что если проанализировать сюжет всех волшебных сказок мира? Наверняка можно выделить 6-7 типовых историй лежащих в их основе. Но оказалась что история одна. Во всех сказках мира.

В 1928 году выходит его книга «Морфология сказки» положившая начало такой дисциплине как структурный анализ литературных текстов. Как и у Маклюена идея книги проста — все сказки отражают обряд инициации. Когда человек символически умирает и рождается обновленным. Из ребенка становиться взрослым, жениться или переживает кризис среднего возраста, даже когда смотрит впечатляющий фильм — он тоже проходит инициацию. При этом у всех сказок есть ряд обязательных событии (как пять условий романтической комедии) и что более важно, события идут в строгой последовательности — если ее нарушить, внимание слушателя теряется, магия исчезает.

Теории Проппа усовершенствовал и довел до блеска его американский коллега Джозеф Кэмпбелл. Вышедшая в 1949 книга «Герой с тысячью лиц» предложила четко описанный универсальный «мономиф», его схема это готовый сценарий. Не удивительно, что книга становиться культовой у голливудских киношников и часто мелькает в фильмах.

Мономиф это сверхжанр включающий в себя все жанры. В нем и комедия и драма и Любовь и ужасы. Именно он лежит в основе всех голливудских хитов. Но стандартом его сделали именно Звездные Войны. Джордж Лукас в конце 1970-х годов неоднократно заявлял, что они были основаны на идеях «Тысячелицего героя». Такой подход позволил ему до6авить в научную-фантастику идеальный и завершенный сюжет, что для этого жанра было в новинку.
Мономиф позволил Лукасу не просто снять волшебную сказку, но сделать нечто большее — объединить два противоположных жанра и создать новый. Именно в новом жанре и лежит секрет неувядающей популярности саги о джедаях. Это универсальная история, глубоко близкая каждому человеку поскольку отражает сам формат восприятия нами истории.

Звездные войны это фентези, использующая декорации нф. Объединение приведшее к неимоверному упрощению, но так же неимоверно расширившее аудиторию. Лукас действовал как первопроходец в условиях монополии, потребность в таких фильмах была столь высока, что ему простили всё. Естественно это был взрыв сверхновой — за год проката фильм собрал 200 миллионов долларов.

Фильм вышел почти сорок лет назад, но все так же захватывает внимание своей удивительной цельностью и яркостью образов. Как молодому и неопытному Джорджу Лукасу удалось с первой попытки выстрелить в десятку со своим фильмом? Как и во всяком деле, в кино видеть дальше можно только стоя на плечах гигантов. Если быть точным, то можно привести и фамилии этих колоссов — Джозеф Кэмпбэл (Владимир Пропп) и Павел Клушанцев.


И дальше читать по ссылке: http://geektimes.ru/company/balrobotov/blog/252876/



С отдельными и общими моментами можно спорить, не соглашаться, но жутко интересная статья и версия!
Tags: цитата
Subscribe

  • Невмоготу

    Всегда старалась отзываться о проблемах ЖЖ тактично, но сегодня эти рукожопы меня по-настоящему достали- убейтесь об стену, "умельцы", блин. Впервые…

  • (no subject)

    Насчёт цикад я поторопилась. Закончились дожди, пришло бархатное сентябрьское тепло и по ночам вновь запели цикады- тише, чем жарким августом, но…

  • Тест

    Опробовала я новую версию жж-эшной записи- непривычно, но вполне удобно оформлять, инструкций не читала, интуитивно разбиралась. Насколько поняла, то…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments