Казачка (kazachka07) wrote,
Казачка
kazachka07

Разматывая клубки - Масленица

С понедельника (23 февраля) начинается Сырная седмица (неделя), она начинается за 56 дней перед Пасхой и длится с понедельника по воскресенье. В народе и широком вербальном обиходе больше известна как Масленица!

Меня неимоверно забавляет смесь христианских (православных), языческих и ещё Бог его знает каких верований нынче у народа. Православные пекут Пасхи, но не знают, что она символизирует, пекут и едят блины именно на Масленицу и осеняют себя крестом - всё смешалось нынче.

Но по порядку.

Нет такого православного праздника - Масленица. Есть Сырная (Мясопустная неделя) неделя, предшествующая Великому Посту. Это подготовительная неделя к Великому посту - посвящена в христианском смысле одной цели - примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу .

А сама же Масленица - это дохристианский праздник.
Кандидат филологических наук И. ГРАЧЕВА (г. Рязань) пишет:
"Некоторые историки считают, что в древности масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. А этнограф прошлого века И. М. Снегирев считал, что масленица в языческие времена сопровождала празднования в честь языческого бога Велеса, покровителя скотоводства и земледелия. В христианскую эпоху Велесов день, приходившийся на 24 февраля по новому стилю, стал днем святого Власия. В народных присловьях сохранилась память о традициях обрядовых подношений Велесу-Власию: "У Власия и борода в масле".

Однако это еще не все о значении масленицы. Для славян она долгое время была и встречей нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились русичи в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли масленицу в народе "честной", "широкой", "обжорной", а то и "разорительницей".


До 1492 года на Руси счет Нового года начинался с 1 марта. В 1492 году Великий Князь Иоанн Васильевич III утвердил постановление Московского собора считать за начало года день 1 сентября, то есть согласно греческому календарю. Кроме того, именно 1 сентября с народа собирались различные пошлины (оброк, дань и др.).
С 1700 года Петр I повелел специальным Указом отмечать и считать Новый Год с 1 января. По сегодня мы так и считаем и отмечаем!

По поверьям одним, в масленичные дни божество зимы Морана (Мара, Марена) уступает свою власть божеству весны Ладе. По другим поверьям, это праздник смерти и воскрешения богини плодородия Масленицы, или Костромы, соломенное изображение которой сжигали в конце праздника, а образовавшиеся угли разбрасывали по озимым посевам.
Также некоторые исследователи считают, что Масленица на Руси была разновидностью того самого карнавала, о котором мы так много слышим и читаем, когда речь заходит о веселых иноземных развлечениях (Например, Венецианский), неизбежно наступающих на излете календарной зимы.

До Крещения Руси (введения христианства) Масленица отмечалась в течение 7 дней, предшествующих дню Весеннего Равноденствия (20 или 21 марта, когда Солнце переходит из Южного полушария в Северное), и 7 дней после этого дня. С принятием христианства произошли изменения.

Ни принятие христианства, ни изменение времени новогоднего отсчета не заставили Русь отказаться от любимого праздника - хлебосольного и разгульно-веселого, в котором словно отражалась русская натура, порой не знающая меры и удержу. Об этом мы можем судить по дошедшим до нас свидетельствам современников - отечественных и иностранных. Англичанин С. Коллинс, служивший в середине XVII века врачом у царя Алексея Михайловича, писал в своих записках: "На масленице, перед Великим постом, русские предаются всякого рода увеселениям с необузданностью и на последней неделе (перед Великим постом - прим. И. Г.) пьют так много, как будто им суждено пить в последний раз на веку своем". По рассказам Коллинса, после этого праздника по Москве тянулись скорбные подводы с бездыханными телами жертв лихого разгула. Одни напивались до смерти, другие во хмелю падали в сугробы и замерзали, третьи гибли в кулачных боях, любимой масленичной забаве. "Человек двести или триста провезены были таким образом в продолжение поста", - писал Коллинс.

Саксонец Г. А. Шлейссингер, побывавший в Москве в конце XVII века, рассказывал: "В это время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах, зазывают к себе гостей и упиваются медом, пивом и водкою до упаду и бесчувственности". По своей темпераментности, замечает Шлейссингер, московиты, пожалуй, сродни итальянцам: "Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и почти таким же образом отправляется".

Кандидат филологических наук И. ГРАЧЕВА (г. Рязань)

Так что , когда празднуете, то задумайтесь: Масленицу или Сырную седмицу! )))
Tags: исторические версии, календарь
Subscribe

  • Май

    Несмотря на то, что мне понравилось исполнение Тилля Линдеманна сам фильм смотреть не стану. Ну его. Я закончила свою шабашку и могу три дня этих…

  • Мурчащее успокоительное

    Кошки весь март, весь этот мятущийся между зимой и весной март 21 года 21 века, провели в поисках идеальной формы: Поодиночке По трое И по…

  • О реальном

    Скоро новый год. В учзаве уже ищем сценарии для утренников и кандидатуру на роль Деда Мороза (нет желающих из земляков?:-) ) Ровно год я работаю на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments