Казачка (kazachka07) wrote,
Казачка
kazachka07

Category:

Казаки. Самое начало.

Сколько же нынче очевидных нелепиц пишут, печатают о казаках! При чем нелепиц даже при эмпирическом подходе, без всяких источников, анализа, сопоставления и т.д. Но, если использовать только лишь общедоступную литературу по истории вопроса, т.е. выверенные критикой монографии, результаты археологических экспедиций, то можно говорить о решении задачи с достаточной точностью.
Со времен преподавания осталось, накопилось и теперь систематизирую. Сразу оговорюсь, что мои записки для тех, кто знаком с историей не только по школьному учебнику! (Д. Яворницкий, М.Грушевский, Н. Полонская-Василенко и пр. официальные историки и, конечно же, Л.Н. Гумилев) Написание монографии в мои планы не входит, так что будем думать, сопоставлять и анализировать, держа в уме имеющиеся, признанные исторические факты, события. Но без излишних подробностей и с упрощенным ссылочным аппаратом. И не пускаясь в пересказ историографии проблемы.


Итак.

Глава I, в которой поразмыслим о том, откуда взялось слово «казак», какого оно роду–племени и как изначально трактовался термин «казаки» теми, кто дал им название.

Наталья Полонская-Василенко в «История Украины» Т 1, Киев, 1995 г., репринт издания Мюнхен, 1972-1976 гг., стр.361 говорит, что в половецком словаре 1303 года упоминается слово «козак». Обратите внимание на дату. Теперь предстоит заполнить лакуну в сто лет? Поясним, ведь в европейских, вернее литовских, летописях (1) искомое слово датируется эпизодом разгрома Витовта на Ворскле 12 августа 1399 года, когда после бегства с поля боя, Великого князя спасал… казак Мамай. Он же, в награду за сие деяние – князь Глинский и, по совместительству, потомок знаменитого темника, союзника Литвы и врага Великого княжества Владимирского, Мамая. Дети темника служили где-то в Литве, добывая тем самым себе пропитание…

Слово «казак» только упертые фантазеры могут счесть славянским или литовским, большинство выводит его из испорченного тюркского. Не углубляясь в дебри лингвистики, процитируем пользователя AlefZet (lingvoforum.net, тема «Слово «казак»» из раздела «Тюркские языки»), мнение которого хорошо согласуется с известной нам информацией (не являясь лингвистами, авторы предпочли цитату):

«Конечно, это слово выглядит чисто тюркским с оформлением корневой основы qaz- формантом -aq т.е. "деятель со свойством qaz". Однако единственный подходящий корень имеет значение "гусь". Что несколько странно. До монгольского нашествия это слово не отмечено. Самые первые упоминания отмечаются на Северном Кавказе и прилегающих районах Кубанской степи. Употреблялось это слово тогда в смысле "свободный воин находящийся на службе вне своего народа" иными словами "ландскнехт". Даже был термин qazaqlaw, qazaqlıq - буквально "казаковать". Позднее уже в нетюркских языках призошёл перенос значения на "вольный человек", "разбойник" (как в урду).
В похожем смысле, но уже "несвободного" воина употреблялись также слова "черкес" и мамлук (мамелюк).
Возможно связь с этнонимами "косог" (...И зареза Редедю пред пълкы косожскимя...) Тюркофоны Западно-Тюркского каганата именовали себя on-oq - "десять стрел", "десять племён". Одно из племён именовалось qos-oq - "соединённые стрелы" возможно по тамге. В кыпчакском союзе племён было племя qos-oba - "соединённые поселения". "Oba" - "поселение", "намогильный памятник из кучи камней", "стационарный дом" и просто "народ".
Так что остаются две возможности происхождения слова "казак"
1) из этнонима Северного Кавказа "косог"
2) из тюркского этнонима "кос-ок"»


Наиболее ранние упоминания о казаках в русских летописях датируются 1444 г. (Ермолинская и Никоновская летописи). Упоминается о казаках, обитавших по Червленому Яру, имеется в рассказе о набеге Ордынского царевича Мустафы на Переяславль-Рязанский (по-новому «Рязань»). “Придоша на них (татар) мордва, на ртах, с сулицами и с рогатинами и с саблями, а Казаки Рязанские такожь на трах, с другия стороны”. Уже в следующем 1445 г. казанский хан Улу-Мухаммед, понеся осенью потери от московских войск под Муромом и Гороховцем, вынужден был искать подкреплений на стороне, и послал «въ Черкасы по люди и приде две тысячи казаковъ» (Ермолинская летопись). С ними хан разорил г. Лух (на востоке современной Ивановской области). Великий князь (московский) Иван Васильевич «…дворъ свои, послалъ на Каму воевати местъ Казанскыхъ съ Москвы к Галичу, Руна с казакы…» ( Симеоновская летопись) – относится ко времени первой московско-казанской войне 1467-1469 гг.

Заострим внимание на чьей стороне в каждом из вышеприведённых летописных упоминаниях выступают казаки. Обратим и запомним.
Станут возражать, что летописи пишутся уже опосле событий и отсюда могут быть ошибки в датировке – разные летописи пишутся по-разному: иногда прямо во время, иногда сразу после и т.д., но события, описываемые в указанных мною летописях, применяя существующие исторические знания, вполне легко хронологически определить.

А теперь давайте подумаем за кем можно послать, когда у тебя нет войск?
Правильно, за кондотьерами, но слово это романское, то бишь термин образован от вульгарно-латинского concordat, что по-русски – соглашение, договор, т.е. наёмниками, которые на европейской окраине Великой Степи были уже давно известны, как «казаки». Название выводится от слегка искаженного тюркского «неприкаянные», «бесцельные», «без власти». Под всеми этими смыслами скрывается более привычные для европейского менталитета дружины «баронов-разбойников», говоря современным языком, – отряды полевых командиров. Подразумевалось, что эти ватаги, хотя и выступали иногда как военная сила, но сколь-нибудь легитимных прав на землю, людей или привилегии не имели. Вернее, у них была половина Права – право силы. Право крови отсутствовало. Обратите внимание, что и русские, и поляки, и литвины понимали термин в его первоначальном значении, никаких переносных смыслов, иносказаний не было. Эти люди превосходно знали военную терминологию своих соседей. В данном случае – «татар».
Продолжение следует...

(1)Летописи читала :Полное собрание русских летописей. Изд-во "Языки славянских культур" и подобные собрания, т.е. не в оригинале, к сожалению.
Tags: исторические версии, казаки
Subscribe

  • О разных

    Днепр и Хортица, ветреный и солнечный день одновременно. Учителя отмечают профессиональный праздник. Настоящий учитель- всегда их было единицы…

  • С Днем Победы!

    В школе делали такую летопись: Учительница истории прошла ребенком концлагерь нацистский. В летописи я писала о своей бабушке: Она пережила…

  • Итоги 20

    Итоги в том году подвести не хватила сил или времени, ил времени и сил. Это была главная нехватка в 2020 году. Всех поздравляю с Новым Годом-…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments

  • О разных

    Днепр и Хортица, ветреный и солнечный день одновременно. Учителя отмечают профессиональный праздник. Настоящий учитель- всегда их было единицы…

  • С Днем Победы!

    В школе делали такую летопись: Учительница истории прошла ребенком концлагерь нацистский. В летописи я писала о своей бабушке: Она пережила…

  • Итоги 20

    Итоги в том году подвести не хватила сил или времени, ил времени и сил. Это была главная нехватка в 2020 году. Всех поздравляю с Новым Годом-…