Казачка (kazachka07) wrote,
Казачка
kazachka07

Дневник Пришвина

Бродила по абонентскому залу нашей библиотеки в неизменном поиске "что бы почитать ещё!" Попалась на глаза потрепанного вида, не раз клеенная книжица - Пришвин М.М. "Дневники 1914-1917 гг"- Московский рабочий, 1991.

Надо сказать, что дневники я читать скорее не люблю, чем люблю, а тут покусилась- стало интересно узнать иного Пришвина. И не ошиблась! Глубоким человеком оказался автор "Кладовой солнца". И не просто глубоким, а сложным, даже многосложным и таким нежно верующим, "божественным", как говорила моя тётя. И в то же время верующим не бездумно, а наоборот, постоянно пытаясь проникнуть в суть, глубь, проанализировать, примерить/применить к себе

Некоторые, личные моменты (про матушку, например) пропускала...

Пришвин, как и отец Шефнера, не был пламенным революционером, о Николае II схоже отзываются, на мой взгляд. Под катом несколько цитат, объединённых темой революции:

Стр 265
«Многим непонятен призыв к миру Совета, думают, что этот мир (подобно крестьянскому лозунгу «земли» – разъяснить) значит слабость, а на деле это призыв сильный, более сильный, чем «Война!»: мир всего мира – то, о чем молятся только в молитве «О мире всего мира!», - это признается рабочими.
Воззвание к народам мира о мире без аннексий и контрибуций имеет недостаток один, что оно отвлеченно и выражено языком, мало понятным для простого народа. Между тем это совершенно то же самое, о чем с детства столько лет мы слышали в церкви, когда дьякон, потряхивая кудрявыми волосами, возглашает: «О мире всего мира Господу помолимся!»
Я сказал об этом своему соседу в Совете депутатов, и он ответил мне на это:
– Правда ваша, но только теперь к Богу приближает нас не молитва, а правда и дело!


Призыв к миру всегда ближе к Богу, чем призыв к войне. Но не думаю, нет не думаю, что такую аналогию проводили ведущие революцию, о другом думали и правильно думали на тот момент, я считаю.

Стр 267
«Творчество порядка и законности совершается народом через своих избранников. Таким избранником был у нас царь, который в религиозном освещении творческого акта рождения народного закона есть помазанник божий. Этот царь Николай прежде всего сам перестал верить в себя как божьего помазанника, и недостающую ему веру он занял у Распутина, который и захватил власть и втоптал ее в грязь. Распутин, хлыст, символ разложения церкви и царь Николай – символ разложения государства соединились в одно для погибели старого порядка. (Народ вопил об измене).

Подчеркнула отрывочек не зря- интересная мысль! Что не просто утратил веру, а и занял на пустующее место у недостойного. Можно ещё задаться вопросом была ли она у Николая Второго вообще...

Стр. 295
Спасения души в земледельческом труде, как проповедует Толстой, я не вижу: нельзя спасти дух посредством обработки капусты, как нельзя сделаться православным, переменив скоромную пищу на солёные огурцы. Но в это переходное время хорошо сделать орудием борьбы труд земледельческий, такой видимый для этих первобытных людей.
Главное, я глубоко убеждён, что все эти земледельцы наши, пашущие в год по десятине земли, понятие не имеют о настоящем земледельческом труде. И жажда их земли есть жажда воли и выхода из тараканьего положения. Наши красные министры понятия не имеют, как мало пахнет тут социализмом и какое во всем этом деле совершается насилие Интернационалом. Соберется теперь этот интернациональный идол и наши скажут иностранным социалистам: «Вы только думаете, а вот у нас уже сделано, вся наша огромная страна принесена в жертву вашей идее, последуйте нашему примеру». – «Дураки, – скажут иностранцы, – вот уж правда: заставь дурака Богу молиться, он лоб расшибёт»».


Чтобы понять почему именно так Пришвин отзывается о русском крестьянстве ("земледельцы наши"), надо знать, что он инженер-землеустроитель, агроном, к тому же сам пахал и сеял и мог наблюдать крестьян в непосредственной близости и близком соседстве, потому и не питал иллюзий о любви этих людей к с/х труду и пр.. Вообще революция, глядя из пришвинского дома, из его имения, предстаёт вовсе не романтичной, не поэтичной, но и не кровавой, даже как-то спокойной, выглядит где-то и естественным ходом событий. Менять надо, и вот начинаются изменения, и на местах многое идёт совсем не так, как очевидно было бы правильно: и кумовщина, и крестьяне, получившие и тут же забросившие землю, и воровство... Так бы красиво было, если бы идеально прошёл слом!
И тем не менее чётко сформулировал Пришвин очевидное противоречие между реальностью и идеей, выступил как бы предсказателем -процитированный диалог, понятное дело, вымышленный. К сожалению, от этого противоречия СССР так и не избавился, а наоборот.

Стр 307
«на упреки отвечает Горький: «А что я вам говорил, я говорил вам, какой испорченный наш народ, вы же о нем и судили по Достоевскому».
Это неправда: всеми этими материалистами, марксистами поднята только одна враждующая Русь, озлобленная, темная. Прислушайтесь к выражению её голоса: сколько слов иностранных! Вся Россия говорит, начиная от деревенского мужика до писателя, словами иностранными. «Мы все в Москве, гарнизонные солдаты, – говорит дезертир, – организованны, мы все превзошли и даже знаем слова иностранные».
Куда делась мудрая притча, лукавая сказочка, внезапные словечки, тут же на ходу лично создаваемые, куда делась вся эта неожиданная русская литература? Разве так говорит настоящая Россия? Такая ли мать моя?
Нет, Горький, вы не правы. Злого духа вызываете сами, передовые марксисты, социалисты, пролетарии. Идея ваша ни хороша, ни дурна, но средство ваше обратить всю страну, всю нашу природу в стадо прозелитов иностранной фабрично-заводской пролетарской идеи – дурное. Мне вас жаль, потому что в самое короткое время вы будете опрокинуты, и след вашего исчезновения не будет светиться огнем трагедии.»


Тут тоже надо помнить об увлечении Горького Капри. Мне кажется, что Пришвин его немножечко осуждал за это:) (Забегая наперёд, в следующих дневниках пишет, что вовсе перестал общаться с ним).
Вечное, неизменное "куда делось...?", "раньше и вода мокрее...". Хотя, кто как ни писатель Пришвин знал как говорит Россия! Но язык же живой, меняется - тем и жив!

Насчет средства дурного. Да, средство оказалось не очень. И всего через 70 с чем-то лет оказались опрокинуты. Правда, опрокидывались уже другие люди, не похожие на тех, кто устанавливал. И упомянутое выше противоречие выступило тут уже одной из причин упадка, и буквальное следование "иностранной ф-з пролетарской идее" тоже причина...


Цитаты, конечно, вырваны из контекста, чтобы понять умонастроение автора, нужно читать дневники полностью.
Tags: книги
Subscribe

  • С Днем Победы!

    В школе делали такую летопись: Учительница истории прошла ребенком концлагерь нацистский. В летописи я писала о своей бабушке: Она пережила…

  • Итоги 20

    Итоги в том году подвести не хватила сил или времени, ил времени и сил. Это была главная нехватка в 2020 году. Всех поздравляю с Новым Годом-…

  • Единство

    Сегодня я, ныне живущая, могу выкладывать в сети красивые плакаты с правильными символами той победы. Но как-то это... не о том что ли, сегодня с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • С Днем Победы!

    В школе делали такую летопись: Учительница истории прошла ребенком концлагерь нацистский. В летописи я писала о своей бабушке: Она пережила…

  • Итоги 20

    Итоги в том году подвести не хватила сил или времени, ил времени и сил. Это была главная нехватка в 2020 году. Всех поздравляю с Новым Годом-…

  • Единство

    Сегодня я, ныне живущая, могу выкладывать в сети красивые плакаты с правильными символами той победы. Но как-то это... не о том что ли, сегодня с…